21 мая 2017 года
в
14:00
состоялось очередное заседание дискуссионного клуба
«Культурный квартал» Белгородского государственного музея народной культуры
.
Тема встречи:
«По волне моей памяти… Музыка, с которой мы росли»
. Под руководством ведущей участники клуба как в своеобразном музыкальном объективе проследили «ленту» частной жизни каждого представителя отдельного поколения, и в последующей беседе постарались проследить, как расцвечивала, – а возможно, и определяла характер этой жизни музыка.
На встрече, которая на этот раз носила более камерный, дружеский и, тем не менее, взаимно познавательный характер, участники «Квартала» не забыли о традиционном чае и вперемешку с воспоминаниями коллективно «озвучивали» некоторые музыкальные их фрагменты. Начало века – а это уже более столетия назад – было ознаменовано кардинальной сменой приоритетов и самой формы музыкальной культуры России. Октябрьская революция и Гражданская война оставили в нашей песенной сокровищнице поистине народные произведения, которые можно петь за исполнителем тут же, с листа, не будучи особенно даровитым певцом. «Орлёнок», «Там вдали за рекой…», «Песня о Щорсе» и многие другие.
Советский период отечественной культуры подарил нам октябрятское и пионерское детство. Воспитанники детских садов даже в далёком Казахстане разучивали и коллективно пели «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!..» Оптимизм и гимническое начало было свойственно множеству песен. «Солнышко светит ясное, здравствуй, страна прекрасная!..», – бойко запевал пионерский хор. Потом была «любовь, комсомол и весна», БАМ и целина в молодёжной жизни. Впрочем, не у всех – ибо возраст участников «Культурного квартала» весьма разнообразен, а поэтому была возможность сравнить впечатления юности. От вальсов, танго, фокстротов – к твисту и прочим западным веяниям, которые неумолимо просачивались за железный занавес страны. «Шестидесятники» шагали «с песней по жизни» и параллельно переписывали на появившихся магнитных лентах «Beatles»… Западный ветерок подул в зашоренное официозом телевизионное окно, когда появился в нём «Кабачок «13 стульев»» – юмористическая телепередача Центрального телевидения СССР, выходившая в эфир с 16 января 1966 по 4 октября 1980 года. Местом действия программы являлось польское кафе (кабачок). Разработавший её выпускник ВГИКа Анатолий Корешков с большим вкусом отбирал миниатюры из зарубежного юмора, для чего ездил в социалистические страны, а отечественные авторы создавали новые шутливые номера для этого рекордного в истории СССР сериала – 133 серии.
Своего рода «взрывом» был VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, открывшийся в июле 1957 года в Москве, с его летучей эмблемой от Пабло Пикассо – Голубем мира. Две недели свободного общения с иностранцами, свыше 800 мероприятий, и… мир русского советского человека стал неуклонно расширять свои границы.
Подпольно развивалась отечественная русскоязычная рок-музыка, начав свой путь в 1960-70-х до пика своего развития в 80-х, а затем и в 90-х годах прошлого столетия. Никуда не денешься: «дикий Запад» продолжил сливаться с «дикой Россией», и вот уже на страничках альманаха для школьников «Музыка и ты» (№9, за 1990 г.), выпускаемого издательством «Советский композитор», выходит суперпознавательная статья «У истоков рок-оперы». Раритетный экземпляр этого издания отдан на хранение в наш музей (большое спасибо профессиональному любителю музыки Ирине Литвиновой!). Поражает скромность, многогранность и интеллектуальное наполнение означенного альманаха для школьников, а его сравнение с гламурной глянцевостью массы современных изданий просто забавляет.
Так какой же символический путь от вчера до сегодня прошла отечественная музыкальная мода ХХ века? – задались мы вопросом. Какие влияния испытывала на себе? Как развивалась песенная культура и какое место на протяжении этого времени находила в ней «народная тема» – музыкальный фольклор? С помощью сконструированной бумажной ленты мы начали составлять фото-визуализацию этого интереснейшего процесса, завершить который, пользуясь сделанными в беседе записями, а также помощью заочных участников, передававших свои дополнения по телефону и интернету, нам ещё только предстоит. Результат – красочное методическое пособие – пригодится, как мы понимаем, и во многих других наших мероприятиях.
Наш «Квартал», начиная с июня, уходит на свои летние каникулы, после которых мы приглашаем вас на новые встречи.