Телефон «горячей линии»: +7 (4722) 73-29-20
Адрес электронной почты: mkbo@mkbo.belregion.ru
"Горячая линия" по вопросам оплаты труда работникам учреждений в сфере культуры
В бывшем СССР система органов мобилизационной подготовки, охватывающая Госплан СССР, Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, территориальные и другие органы в совокупности с предприятиями мощного военно-промышленного комплекса, жестко централизованным государственным управлением обеспечивали на должном уровне мобилизационную подготовку. В Российской Федерации созданы новые органы государственного управления. Впервые в 1819 году впервые появился термин «мобилизация», в 1879 году в военных округах были созданы мобилизационные подразделения. с 1870-1917годы развитие и становление плановой мобилизационной работы в России, 24 октября 1918 года с составе Всеросглавштаба было впервые создано Мобилизационное управление и этот день и отмечается как дата создания нынешнего 2-го управления (Мобилизационного) Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба (ГОМУ ГШ) ВС РФ. Менее чем за год до начала Великой Отечественной войны в Генеральном штабе было сосредоточено руководство организационным строительством ВС, разработкой планов комплектования, мобилизационного развертывания, составлением сводного годового плана заказов по всем видам вооружения, технического и материального снабжения. Главным Военным Советом РККА было принято решение о разработке в Красной Армии нового мобилизационного плана с расчетом ввода его в действие с 1 мая 1941 г. Несмотря на сжатые сроки, не позволившие завершить детальную разработку мобилизационного плана до начала войны, основные его мероприятия (оповещение о мобилизации, порядок призыва военнообязанных и поставки мобилизационных ресурсов, вопросы мобилизационной готовности) все же были отработаны, доведены до войск и местных органов власти и были готовы к их выполнению. 1917-1991год- советский период развития мобилизационной подготовки, с 1995 — 1999 год становление мобилизационной подготовки в РФ,1999 — и по настоящее время этап развития оборонной и мобилизационной готовности страны.
Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.
Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
централизованное руководство;
заблаговременность, плановость и контроль;
комплексность и взаимосогласованность.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);
8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;
24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.
В министерстве культуры области создан мобилизационный орган в лице консультанта министерства Бородай Игоря Александровича. Основной задачей мобилизационной подготовки в отрасли культуры Белгородской области является заблаговременная подготовка организаций и учреждений культуры к работе в военное время. Решение вопросов в данной области должно предусматривать:
- порядок работы музеев, театров, домов культуры, библиотек, других учреждений культуры с учетом сокращения выпуска кинофильмов, театральных постановок, эвакуации культурных ценностей, мобилизации части специалистов в Вооруженные Силы Российской Федерации;
- обеспечение надежности хранения культурных ценностей на местах и эвакуации произведений искусства;
- организация деятельности культурно-досуговых учреждений, находящихся в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне с учетом условий военного времени;
- организация культурного обслуживания личного состава Вооруженных Сил;
- сохранность фондов музеев и библиотек, обеспечение безопасных условий хранения;
- выполнение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в условиях военного времени трудовыми ресурсами из числа сотрудников учреждений культуры, пребывающих в запасе;
- ведение учета работающих (учащихся) граждан, пребывающих в запасе;
- оформление сотрудникам учреждений культуры отсрочки от призыва в Вооруженные Силы и другие формирования по мобилизации и в условиях военного времени, предоставление данных по вопросам учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в комиссии бронированию и военные комиссариаты по месту нахождения учреждений и организаций отрасли культуры.
Мобилизационный орган в целях организации мероприятий мобилизационной подготовки и контроля за их проведением осуществляет следующие функции:
1. Разрабатывает предложения по проведению мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и направленных на обеспечение выполнения установленных мобилизационных заданий по мобилизационной работе и на реализацию мер, осуществляемых при введении режима военного положения.
2. Разрабатывает предложения по организации и обеспечению устойчивого управления в период мобилизации и в военное время в управлении, его структурных подразделениях, а также в государственных учреждениях культуры.
3. Организует разработку планов мероприятий по мобилизационной подготовке, мобилизационного плана, плана перевода на работу в условиях военного времени в управлении.
4. Организует подготовку должностных лиц управления, его структурных подразделений, организаций, к работе в период мобилизации и в военное время, в том числе на запасных (загородных) пунктах управления.
5. Подготавливает предложения по обеспечению сохранности культурных ценностей.
6. Организует воинский учет и бронирование военнообязанных на период мобилизации и в военное время в управлении.
7. Готовит предложения по подготовке специалистов для замены, убывающих по мобилизации в управлении.
8. Организует подготовку учений и тренировок по переводу на работу в условиях военного времени и выполнению мобилизационных планов в управлении.
9. Проводит анализ выполнения мероприятий мобилизационной подготовки, состояние мобилизационной готовности к выполнению задач военного времени и представляет ежегодные доклады в установленном порядке.