18 февраля в музее народной культуры прошла встреча дискуссионного клуба «Культурный квартал» , посвящённая рассмотрению жанра духовной песни как явления русской культуры. Всем участникам представилась возможность исследовать и сравнить тематику и особенности исполнения духовных песен от православной традиции, песен, рождённых в крестьянской среде юго-восточного этнографического региона, а также из дошедшей к нам через века гуслярской старины.
В концертной части «Квартала» приняли участие воспитанники Белгородской духовной семинарии, показавшие несколько сочинений в ансамблевом исполнении a-capella, в том числе «Земле русская» с прославлением героев и подвижников Отечества и завершившей исполнение песни «Мы пойдём с конём по полю вдвоём». Руководитель ансамбля Александр Машков поздравил всех с днём Вселенской родительской субботы, приходившимся на этот день, и вкратце рассказал об особенностях христианского понимания духовной песни как соединяющей человеческое начало с высшим, божественным. В плане песенного творчества были также разграничены уровни эмоциональной сферы взаимоотношений и плотского, земного, не менее важного в человеческой жизни, но уходящего на задний план во время постов и молитв. Красоту так называемого «партесного» пения с его постоянным и переменным многоголосием, вошедшего в богослужебное употребление в XVII в. на смену одноголосному знаменному хоровому пению, участники встречи оценили во всей полноте.
Копилка народного фольклора также сохранила песни, обращающие взгляд в сферу духовной жизни и исполнявшиеся, в частности, во время постов. Ансамбль Музея народной культуры «Ладовицы» представил в четырёхголосном распеве поминальный духовный стих Пензенской губернии «Кукушечка» и «Да на Ердане» с. Фощеватово Волоконовского района Белгородчины. Первая песня проиллюстрировала своим текстом взаимопроникновение дохристианского и христианского миропонимания. Древний образ души-кукушечки провожается по обряду в иную жизнь проникновенной песней и отсылается уже к Спасителю. Пролитый «источник слёз» символизирует исповедальное очищение, после которого ей даруется долгожданный покой. Что касается второго образца, как рассказала руководитель ансамбля Наталья Кузнецова, то здесь у песни стояла совсем иная задача. Возможно, текст более позднего, христианского содержания наложился на более древнюю мелодическую композицию, призванную разбудить к весне Мать-землю, обеспечить новый щедрый урожай, столь необходимый земледельцу. Богатая южнорусская певческая традиция, характерная своей импульсивной ритмикой, отличается, прежде всего, опорой на хореографию плясового характера, с приуроченностью хороводов к различным датам крестьянского календаря. Во время постов, конечно же, хороводов не водили, но не петь было нельзя. Этим и было обусловлено рождение песен подобного характера – резковатых, чистых, звонких, с непривычной слоговой разбивкой. В напеве – всё та же заклинательная аграрная магия, а в сюжете всё просто: «Да на Ердане стоит церква новая, в той церкве престол, на престоле том книга новая, богомольная, в той книге сама Матерь Божия, Богородица, Богу молится, слёзно плаче…».
Так исторически сложилось, что вопросы духовной жизни относят нас в сферу религиозного, как связанного с определёнными высшими ценностями, над которыми периодически приходится размышлять. Сравнивать собственный духовный опыт, приобретавшийся нами в условиях обыденного существования, с опытом религиозного сознания, решающего те же самые задачи перед лицом судьбы, периодически помогала небольшая литературная разминка. Её открыли стихи в исполнении Людмилы Бережной, ставшие окошком во внутренний мир человека-созерцателя, постигающего суть единения с Высшим, красоту языка молитвы, архаичные слова которой произносились ещё святыми угодниками и подвижниками. Образ такого угодника был представлен на сцене в живописной копии Иеронима Босха: «Иоанн Креститель в пустыне».
Духовный стих, а точнее, псалом, положенный на гусельные переборы, исполнила ведущая Ирина Шведова в дуэте с одним из белгородских музыкантов – Алексеем Чуевым. «Блажен, кто мудрости высокой послушен сердцем и умом…». Очевидной связи с христианской духовной стезёй составила контраст завершающая душеполезная песня «Глубоко» в исполнении этого же дуэта. Извечные радости и печали русской души от фольклориста Сергея Старостина переплелись в ней с образами природы, составившими картины поистине необъятного простора, ширины и глубины. В этой, пожалуй, самой старой традиции мифопоэтического толка уже не было речи о какой-либо религии или её атрибутах, и поющий, как и слушатель, в одном музыкальном движении устремились навстречу чему-то безбрежному, несказуемому и тем прекрасному. Именно туда, возможно, стремится молитва с крестьянского рушника, пестреющего нехитрыми узорами плодородия: дождя и зерна, замысловатого «цветка» бесконечника, кутьи и оберега, необходимого и земле-кормилице, и солдату в пути.
Дискуссионная часть заседания переплелась с разгадыванием загадок в миниатюрных притчах от православных старцев. Состоялся интереснейший разговор о житейских превратностях, о безусловной любви, способность к которой сохранили животные и в целом утратил человек, упавший тут ниже животного, но при всём при том сохранивший способность к самосовершенствованию… То бишь, к движению по той самой «лестнице в небеса», прообраз которой можно было созерцать на украшавших сундук и плетень красноузорных ивнянских рушниках. Самой непростой для собравшихся оказалась притча о ласточках, которым человек тщетно пытался объяснить дорогу на юг, пока Бог… (ответ: «не превратил его в ласточку»). В разгадке таилась мудрость: «Если хочешь, чтобы поняли и поверили, сам стань таким же». Здесь же было «зарыто» и воспоминание о земном воплощении Спасителя. Завершился вечер коллективной чайной церемонией в русском стиле, которую открыл огромный чайник с заваренными в нём душистыми травами с белгородских лугов. Спасибо вам, друзья, за интересную беседу, и ждём вас на следующих встречах.
И. Шведова, ведущая.