Телефон «горячей линии», по вопросам реализации целей и задач государственной политики,
включая противодействие деструктивной идеологии: +7 (4722) 73-29-20
Адрес электронной почты: mkbo@mkbo.belregion.ru
6 и 7 декабря состоялись заключительные в 2019 году лекции из цикла «Искусство: вчера, сегодня, завтра», организованного при поддержке Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и при участии Культурной платформы АРТ-ОКНО.
Лекции прочитал кандидат искусствоведения, один из ведущих специалистов и исследователей русского авангарда Андрей Дмитриевич Сарабьянов. Он рассказал о роли женщин-художников в развитии авангарда в России.
В первый вечер речь шла о творчестве и жизненном пути двух хорошо известных художниц Любови Поповой и Надежде Удальцовой. Их вкусы формировались в Париже начала XX века в свободной академии «Ла Палет». Любовь Попова прошла вместе с русским авангардом от раннего кубизма до конструктивных композиций начала 20-х годов. В конце своей жизни она примкнула к движению «производственного искусства», которое призывало художников работать «с пользой для народа», создала множество эскизов для тканей и одежды.
Только часть большого творческого наследия Надежды Удальцовой имеет непосредственное отношение к авангарду. После ее возвращения в Москву весной 1913 складывается собственный кубистический стиль Удальцовой, основанный на парижском опыте. В первые послереволюционные годы она посвятила себя организационной и преподавательской работе в Государственных свободных мастерских, а затем во Вхутемасе. Позднее творчество Удальцовой вписывается в рамки традиционного реализма.
Вторая встреча была посвящена обзору творчества неизвестных и малоизученных имен русского авангарда. Эти женщины не шли в самых первых рядах авангардного движения, как это делали Ольга Розанова, Любовь Попова и другие. Но они внесли существенный вклад в развитие авангарда. Это прежде всего ученицы Малевича Вера Ермолаева и Анна Лепорская, ученицы Матюшина сестры Эндер, ученицы Филонова Алиса Порет и Татьяна Глебова, а также представительницы более молодого поколения – Анна Ахтырко и Ольга Дейнеко. (Гуро, Эндер, Ермолаева, Бубнова и др.)
Лектор продемонстрировал широкий визуальный ряд, который дал представление о не случайности возникновения авангарда и массовом увлечении его идеями художниками рубежа веков.
Живой отклик среди слушателей вылился в ряд вопросов, одним из которых был о значении и смысле «Черного квадрата» К. Малевича.