16 мая прошло заседание дискуссионного клуба «Культурный квартал» , посвящённое теме символики в традиционной культуре и её интерпретациям в творчестве современных народных мастеров, дизайнеров и – на обыденном уровне – каждым из нас. В тайны народной традиции углублялись в числе приглашённых и гостей «Квартала» будущие модельеры механико-технологического колледжа, в руках которых вскоре будет продолжать свой путь капризная и изменчивая мода.
Ведущая клуба старший научный сотрудник И.В. Шведова подняла нелёгкую дискуссионную тему современного использования народной символики: насколько она осознанна? Меняется ли отношение к народному искусству? Участники клуба и его гости отправились в фото-путешествие по белгородским улицам и региональным фестивалям, почерпнув знания об особенностях белгородской художественной культуры, а также ошибках и курьёзах в её подаче. Наглядный материал по символике костюма, цвета и орнамента белгородской земли был частично представлен на мини-выставке предметов текстиля из фондов музея. С сообщением на тему важности восприятия традиции выступила гость встречи – кандидат педагогических наук Татьяна Афанасьевна Приставкина.
Любуясь эстетической красотой орнаментального искусства ушедших носителей традиции, молодёжь в современной моде его практически не использует – это сегодня в основном лишь удел интересующихся этническим наследием субкультур. Часть из них активно претендует на полноту владения сакральным народным знанием и транслирует от личного имени скомпилированную из разных источников псевдотрадицию. Другая часть более или менее успешно занимается прочтением и реконструкцией всего традиционного (костюм, обряды, праздники и т.д.) и его атрибутов в том виде, как они дошли до наших дней. Что же касается философии символа и понимания принципов его создания (то, чем свободно владели безымянные народные мастера) – то здесь налицо зияющий провал. Но к счастью, научное знание не стоит на месте. Иногда настоящим открытием становится просто свежий, актуальный взгляд на пыльные истины, на отношение к привычным вещам. Это и есть этот безмолвный материальный пласт культуры уже действительно ушедшего поколения носителей традиции – наше теперь единственное и бесценное богатство, как и материалы этнографов, других учёных-исследователей, которые успели опросить его создававших, передать в руки потомков ещё хотя бы один дешифровальный ключ.
Участники встречи поупражнялись в «дешифровке» глобальных первичных знаков, которые во всём мире похожи, находя их современные реплики в искусстве России, Мексики, Индии и Таиланда, в моделях ультрасовременного стиля этно-бохо. А все желающие в конце смогли закрепить некоторые полученные знания в изготовлении сувенира-держателя для календаря с эмблемой музея и добрым пожеланием для каждого на 2018 год.