23 сентября 2017 года
в Санкт-Петербурге завершился Международный кинофестиваль
«Послание к человеку»
. Одна из её программ была посвящена первым советским культурфильмам-путешествиям. К участию в этой программе был приглашен и Белгородский государственный литературный музей.
С 14 сентября до 22 сентября в фойе кинотеатра «Аврора» (Невский проспект, 60) была представлена выставка из фондов музея «Небо. Самолёт. Кино», посвящённая воздухоплавателю, кинематографисту, изобретателю, уроженцу Белгорода Н.Д. Анощенко. Презентация выставки состоялась 19 сентября, она предваряла официальное открытие специальной программы фестиваля «Культурфильм. "С южных гор до северных морей": первые советские фильмы-путешествия"».
Официально спецпрограмма под кураторством Оксаны Саркисовой, Александра Дерябина и Александра Маркова, открывалась 19 сентября в кинотеатре «Аврора», но накануне, 18 сентября, в зале книжного магазина «Порядок слов» уже собрались зрители на презентацию монографии Оксаны Саркисовой «Советские национальности на экране: культурфильмы от Крайнего Севера до Средней Азии». Знакомство с книгой, посвященной раннему советскому экспедиционному культурфильму как эксперименту по созданию кинематографической карты нового государства. После представления автором книги, которая пока вышла только на английском языке, состоялся и первый кинопоказ. Зрителям была представлена настоящая архивная драгоценность - фильм-путешествие режиссёра Николая Анощенко «На границе Азии» (1930, 55 мин). Копия фильма предоставлена архивом РГАКФД. Это юбилейный культурфильм о достижениях советской власти в Башкирии, в котором комбинируются постановочные и документальные кадры. История в фильме Анощенко развивается так, как ей положено: от мрачного прошлого к светлому настоящему. Н.В. Буханцова – заведующая экспозиционным отделом Белгородского государственного литературного музея –познакомила зрителей с историей создания этого фильма, которую удалось восстановить по матенриалам из фондов музея.
Прежде чем понятие документального фильма вошло в кинематографический обиход, образовательные, научные, научно-популярные и этнографические фильмы были объединены под общим понятием «культурфильм». Этот термин, зародившийся в Германии, с середины 1920-х годов до начала 1930-х использовался советским кинопроизводством и был предметом оживленной дискуссии о роли неигрового кинематографа, а также о принципах и методах кинематографической «расшифровки мира». Фильмы-путешествия были одной из самых популярных категорий культурфильмов. Успешно сочетая этнографический контекст с языком массовой культуры, они привлекали завораживающей экзотикой далеких стран и незнакомых культур. Иллюзия реалистичности при освоении пространства усиливалась техническими средствами. Фотографичность изображения и эффект реальности, достигаемый в кино, делали кинематографические пейзажи «объективными» и понятными для публики. На протяжении 1920-х – 1930-х годов советские культурфильмы заменяли многим зрителям сами путешествия и формировали визуальный канон, представляющий большое государство как единое сложносоставное целое. Возрождение интереса к фильмам, показывающим советское многонациональное пространство, позволяет по-новому увидеть масштабный советский замысел тотальной «визуальной грамотности». Ретроспективные показы представляли панораму кинопутешествий, снятых Александром Литвиновым, Николем Анощенко, Михаилом Слуцким, и другими пионерами экспедиционного культурфильма.
В течение четырёх программных дней в малом зале кинотеатра «Аврора» были показаны фильмы «Евреи на земле» (реж. Абрам Роом, 1927, 19 мин.), «Кара-Даг. Жемчужина Восточного Крыма» (реж. А. Жардинье, 1929, 13 мин.), «Бухара» (монтажер Елизавета Свилова, 1927, 12 мин.), «Тунгусы» (монтажер Елизавета Свилова, 1927, 12 мин.), «По дебрям Уссурийского края» (реж. Александр Литвинов, 1928, 63 мин.), «Лесные люди. Удэ» (реж. Александр Литвинов, 1929, 61 мин.), «У берегов Чукотского моря» (реж. Юрий Смирнитский, 1934, 17 мин.), «Алтай-кижи» (реж. Владимир Степанов, 1929, 52 мин).
Все киносеансы программы «Культурфильм. "С южных гор до северных морей": первые советские фильмы-путешествия» сопровождался музыкальным аккомпанементом. Для зрителей играли дуэт литавристов «Перкусьон де Фуа» (Владимир Белов, Антон Назарко), «Гурович играет на луне» (терменвокс Дмитрия Гуровича) и группа барабанщиков из Руанды и Бурунди под руководством Валенса Манирагены.
20 сентября киноведы собрались на симпозиум, где обсуждали вопросы производства, рецепции и наследия советского этнографического кино, активно экспериментировавшего с визуальными образами таких абстрактных понятий как традиция, цивилизация, отсталость и прогресс. Докладчиками симпозиума были Оксана Саркисова (Венгрия) «От «затерянных в веках» до «строителей будущего»: малые народы севера в ранних советских экспедиционных фильмах»; Иван Головнев (Россия) «Этно и кино: Владимир Арсеньев и Александр Литвинов»; Каролин Дамьен (Франция) «Советские Нануки»: влияние Роберта Флаэрти на советское экспедиционное кино»; Барбара Вурм (Германия) «Первый раз в кино, или увидеть себя на экране. Ранние этнографические фильмы Александра Литвинова»