15 Июл 2015 12:00

Летний органный фестиваль Helsinki Organ Summer

21 июня солист Белгородской филармонии – лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган) принял участие в ежегодном Летнем органном фестивале

Солист Белгородской филармонии – лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган) 21 июня принял участие в ежегодном Летнем органном фестивале Helsinki Organ Summer в Соборе Святого Николая (Кафедральном соборе Helsingin tuomiokirkko) в Хельсинки – столице Финляндии.

Всё лето по воскресеньям в лютеранской церкви св. Николая на Сенатской площади (Senaatintori) проходят органные концерты. Кроме финских органистов в фестивале принимают участие музыканты из России, Швеции, Франции, Дании, Словакии, Колумбии.
В Кафедральном соборе установлен по-настоящему величественный и огромный орган датской фирмы Marcussen & Søn (1967). Он имеет 57 регистров, четыре клавиатуры, компьютер с памятью для регистровых комбинаций. Акустика в церкви с реверберацией в 7 секунд.
Своими впечатлениями о Хельсинки, фестивале и музыкальном инструменте артист поделился с нами.

Тимур, что сделали первым делом, приехав в столицу Финляндии?
Конечно же, направился в Кафедральный собор на Сенатскую площадь. Белое здание церкви в классическом помпезном стиле ампир возвышается над городом и его видно почти со всех точек. Удивило, что прямо перед собором в центре площади установлен памятник российскому императору Александру II (его установили в 1894 году в память о восстановлении императором Александром II финского парламентаризма, – прим. автора).

Каков главный орган Финляндии?
Поднявшись по винтовой лестнице в стене, я попал к органу! Это самый большой и величественный орган Финляндии и один из крупнейших органов Европы, который занимает всё пространство хоров. Светлый фасад инструмента сияет, когда на него попадают солнечные лучи, украшен позолотой и множеством лепных деталей.
Сверху открывается прекрасный вид на помещение церкви, классические ионические и дорические колонны – это настоящее торжество симметрии! По традиции, в лютеранских, католических и протестантских храмах орган устанавливается над входом на хорах. Таким образом, прихожане смотрят на алтарь, сидя спиной к органу, и не видят органиста.

Показывал мне инструмент местный органист Сеппо Мурто (Seppo Murto). Специально, чтобы произвести приятное впечатление, я выучил несколько слов по-фински, пока ехал в поезде.
Сеппо рассказал мне историю органа, показал, как работает органный компьютер. И вот я уже сажусь за этот наворочанный пульт! В нём множество кнопок, рычагов, педалей. Пять клавиатур (вместе с педальной), 57 регистровых рукояток, телевизор для трансляции с алтарной части церкви во время месс. Звучит орган прекрасно, особенно в такой «влажной» атмосфере и хрустальной акустике храма. Отзвук эха после снятия рук с клавиш тянется 7 секунд! Это замечательно! Я смог убедиться, что это один из грандиозных и значимых в Европе органов наряду с теми, которые мне уже посчастливилось видеть и опробовать в Гронингене (Martini kerk), Хаарлеме (Bavo kerk), Копенгагене (Frelser kirke), Амстердаме (Concertgebouw)…

Органист оставил меня наедине с инструментом, сказав, что я могу заниматься до полуночи! А это – семь часов для знакомства с органом. Выйти из органных хоров можно только один раз – двери открываются только изнутри. Снаружи – туристы, потому что церковь открыта для свободного посещения. И кроме них и органиста в здании никого нет – так часто бывает в европейских соборах. Естественно, покинуть хоры и оставить орган не захотелось. В рюкзаке – гамбургер и шоколадка… И семь часов «общения» с органом! Успел и регистровку сделать, и поимпровизировать! Очень красивые тембры флейт, а в педали есть даже 32-х футовый язычковый регистр! Первый раз столкнулся с таким! Самый низкий тембр язычкового регистра FAGOT-32 – звучит, как рёв мотоцикла, треск, гром!

А город удалось посмотреть?
Да. Ещё в день первой репетиции, закончив работу с органом, вышел из собора в полночь, а на улице светло, как днём! Потому что в Финляндии сейчас период белых ночей. И они ещё «белее», чем в Петербурге, потому что Финляндия – севернее! Улицы в это время ещё полны гуляющих, даже трамваи ходят. А вокруг – речь соотечественников. Русских туристов здесь очень много, наверное, поэтому все вывески на трёх языках – финском, английском и русском.
В день концерта перед репетицией побывал на экскурсии в городе. Мне хотелось познакомиться с музыкальными достопримечательностями – знаменитым храмом в скале и памятником финскому композитору Яну Сибелиусу.
В церкви Темппелиаукио – феноменальная акустика, стены из гранита, много естественного света, проникающего через стеклянный купол, и орган, имеющий 4 мануала, 54 регистра и 3001 трубу. Сооружение больше напоминает концертный зал, чем церковь.
Памятник финскому классику и главному композитору страны установлен в парке. Автор Эйла Хилтунен трудилась над памятником несколько лет и создала ансамбль из нескольких сотен медных труб. Мне он очень напомнил трубы органных фасадов, тем более, когда дует ветер, памятник поёт! Странно, потому что у Сибелиуса всего два органных сочинения. Но выглядит завораживающе: огромная голова композитора и летящая конструкция из 600 труб! Кстати, для Финляндии Ян Сибелиус, как для нас Пётр Ильич Чайковский!

Расскажите о вашем выступлении в рамках фестиваля.
Сам концерт в европейском соборе – это очень необычное для нас действо. Что такое концерт для нас? Это, прежде всего, праздник, торжество, познавательное путешествие в мир прекрасного, в конце концов – зрелище, и даже иногда шоу.
У нас идёт активная рекламная компания, заблаговременно продаются билеты. Люди приходят нарядные, приносят цветы для артистов. В зале с публикой работают администраторы, на сцене – музыковед.

А как в Финляндии?
Церковный органный концерт – это полная противоположность! И в этом есть, конечно, своя прелесть.
Во-первых, воскресный органный концерт – это нечто само собой разумеющееся, люди традиционно ходили, ходят и будут ходить на такие концерты, они совершенно не нуждаются в рекламе.
Публика приходит в храм, садится лицом к алтарю, спиной к органу, и весь концерт слушают музыку, не глядя ни на орган, ни на органиста! Они не видят всех многочисленных кнопок и клавиатур, ни виртуозности, с которой органист должен с ними управляться, чтобы заставить величественный инструмент звучать. Они слушают музыку. А орган будто бы звучит сам по себе.

Традиционно в церквях не аплодируют исполнителю между произведениями. Это тоже для нас очень непривычно: полная тишина и органная музыка. Все аплодисменты – только в конце концерта. Цветы приносить не принято – до хоров их всё равно не дотянуться и не подняться.
Представьте себя на месте органиста-исполнителя. Вот он сидит в полном одиночестве наверху, играет на органе. Сначала отсутствие контакта со зрителем немного смущает и напрягает, а потом… Потом просто перестаёшь думать о чём-то, кроме музыки, забываешь о существовании окружающего мира, о том, как ты выглядишь или двигаешься – артистизм абсолютно не нужен! И ты полностью сосредотачиваешься на музыке, будто бы налаживаешь особую связь с космосом.
Так проходили мои концерты в Копенгагене прошлым летом и чуть ранее – в Хаарлеме и Гронингене… Такая традиция.

Как ощущения после подобного концерта?
Я получил большое удовольствие, играя в этот вечер. В конце, под аплодисменты, бегом по ступенькам спускался к алтарю, к публике. Было очень приятно!
А в голове мысли: столько приготовлений, столько всего должно было на свете пересечься, чтобы стал возможным этот момент!

А потом?
Люди разошлись. А орган так и остался величественно возвышаться надо мной. Будто бы и не было концерта. И вот десять часов вечера, светит солнце, кричат чайки. И я спускаюсь по ступенькам Кафедрального собора абсолютно счастливый!

Напомним, что в сентябре 2014 года Тимур Халиуллин стал лауреатом первой степени II международного конкурса исполнителей органной музыки имени Исайи Браудо (Санкт-Петербург). Именно эта победа и дала возможность белгородскому музыканту выступить в Хельсинки.

Ссылка на источник: http://belgf.ru

Управление культуры Белгородской области
Дата последнего изменения: 26 Июл 2018 17:30