21 Апр 2017 12:00

Концерт "Преемственность поколений"

21 апреля в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт "Преемственность поколений"

21 апреля в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт «Преемственность поколений» . В исполнении симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова прозвучали четырехчастный цикл «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского, «Четыре последние песни для сопрано и оркестра» Рихарда Штрауса и музыка балета «Весна священная» Игоря Стравинского.

«Высшим музыкальным пилотажем», «испытанием для оркестра и для солистов» титуловала программу концерта ведущая, лектор-музыковед, заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко. Действительно, сравнение со спортивным искусством, в котором «сложные акробатические фигуры оцениваются особенно высоко» здесь было вполне уместным.

Рядовому филармоническому гостю, привыкшему слушать такие вошедшие в золотой фонд музыкальной культуры мира сочинения как цикл «Картинки с выставки» или симфоническую картину «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского цикл песен на стихи А. А. Голенищева-Кутузова «Песни и пляски смерти» (в редакции Д. Д. Шостаковича) мог показаться весьма эпатажным. Хотя сама его идея – показать насколько всевластна смерть – рано или поздно приходит в сознание человека. И становится неизбежностью. Конечно, выбор композитором средств музыкальной выразительности, способных отразить столь глубокую и серьезную тему, является в некотором роде нетрадиционным, хотя автор обращается к общепринятым жанрам внутри цикла (колыбельная, серенада, трепак, марш). По-иному воспринимаются речитативы, сочетания интервалов, сопряжения аккордов. Исполнение цикла отличали трагическое величие и трагическая ирония, рождаемые сотворчеством оркестра и солиста – народного артиста РФ Евгения Григорьева.

Пронзительно и тонко прозвучали «Четыре последние песни для сопрано и оркестра» Рихарда Штрауса (на стихи Германа Гессе и Йозефа фон Эйхендорфа), ставшие белгородской премьерой. Заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова смогла передать то благородство и великолепие, которое заложено в этой музыке. Это было воплощение гениальной простоты и спокойное, светлое размышление о прошедшем.

Восхищение вызывало благозвучие оркестра под управлением Дмитрия Филатова, в котором изящно выделялись отдельные инструментальные соло. Красота реплик валторны (Юрий Юрин) во второй части цикла или великолепное соло первой скрипки (Наталья Онищенко) в третьей песне, прозрачность звучания деревянных духовых и плотность медных, выразительность струнных и общая «дисциплина» оркестра – огромный комплекс средств, позволяющих почувствовать небесную глубину музыки.

Музыка одноактного балета «Весна священная» Игоря Стравинского венчала программу вечера. Творчество этого композитора, отмечающего в этом году 135-летие со дня рождения, находится в центре внимания музыкальных кругов мира. Но не каждому симфоническому оркестру подвластно воплощение таких шедевров Стравинского как «Жар-птица», «Петрушка» или «Весна священная», сплошь пронизанных политональностью, полиритмией и властью диссонансов. Поэтому обращение к ним – это всегда отчаянная позиция (смелый рывок) любого оркестра.

Партитура «Весны священной», обращенной к ритуалам языческой Руси (но при этом не имеющей конкретного сюжета), блещет замысловатыми колкостями, варваризмами, утонченностями, расщепленными интервалами, призвуками, тончайшей звукописью… Это сложная для исполнения, на первый взгляд, хаотичная музыка – одно из самых примечательных произведений русского авангарда начала ХХ века. Прочтение этого сочинения симфоническим оркестром Белгорода было осуществлено в рамках общего понимания стилистики «русского периода» композитора. «Ослепительным маяком, лишь вчера зажженным» итальянский композитор Альфредо Казелла называл музыку этого балета Стравинского. Это же выражение можно использовать и для характеристики того ощущения, которое рождает знакомство с этим сочинением.

Каждый концерт симфонического оркестра филармонии знакомит слушателей с многообразием мировой музыкальной культуры. Программы, в которых значатся крупные сочинения, требуют особого понимания музыки. Понимания, которое, несомненно, способствует творческому и интеллектуальному развитию личности, что актуально во все времена.

Управление культуры Белгородской области
Дата последнего изменения: 26 Июл 2018 16:41