17 февраля в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик . В программе «Музыка барокко» в исполнении оркестра и солистов филармонии звучали инструментальные сочинения И.С. Баха, А. Марчелло, Г. Перселла, Г. Генделя.
Одна из самых притягательных эпох в истории музыки – барокко – оставила после себя немало сочинений, признанных впоследствии шедеврами. Каждый раз, соприкасаясь с ними, проникаешься их неповторимым шармом, идущим от самой эстетики того времени. Того времени, когда мужчины носили напудренные парики и расписанные кружевом камзолы, а женщины – экстравагантные прически, множество украшений и пышные платья с бантами.
Музыка того времени роскошна. В ней есть широкий размах, блеск и в то же время утонченность. В ней слышишь характерные противопоставления голосов и инструментов, обращаешь внимание на крупные формы с обилием изящных украшений и мелкой техники.
В своих концертных программах камерный оркестр Mezzo music под управлением Натальи Боровик нередко предоставляет слушателям возможность насладиться барочной музыкой. Однако эта программа была особая – она вместила в себя целые многочастные сочинения, многие из которых в последнее время не так часто звучат со сцены.
Вечер открыла музыка Иоганна Себастьяна Баха – в трехчастном концерте ре минор для клавира с оркестром солировала заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова. Полчаса чистой музыки пролетели на одной мгновении, оставив за собой воспоминание о великолепно исполненных солисткой и оркестром трелях и аккордах первой части, умиротворенных мелодических проведениях второй части, жизнеутверждающей силе и бодрости Финала.
Программу продолжили два органных сочинения великого Баха – Прелюдия и фуга ля минор и Экзерсис для педали соло в исполнении лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина. Исполнительскую ловкость, неограниченные возможности органной педали, красоту регистровой палитры «короля инструментов» продемонстрировал органист, чутко следуя законам стиля барокко.
Сочным, богатым тембром гобоя, глубиной звука инструмента слушатели насладились, послушав вторую часть из концерта для гобоя с оркестром Алессандро Марчелло в исполнении Владислава Шевченко. Истинный шедевр барочной Венеции звучал необычайно трогательно. Оркестр нежно играл сопровождение, а солист расписывал мелодию, свободно чувствуя себя на сцене.
Если концерт для гобоя можно назвать знаковым музыкальным произведением барокко, популярным во всей Европе, то прозвучавшая впервые в филармонии сюита из семиоперы Генри Перселла «Пророчица, или история Диоклетиана» в 10 частях – это музыка, больше всего известная в Британии и представляющая собой образец национальной английской барочной традиции. Легкая, обильно декорированная музыкальная ткань, в которую вплелась и партия органа, пришлась по душе белгородской публике.
Часто ли звучат Бранденбургские концерты Баха в филармониях России? Отнюдь. Красивые компактные концерты, задуманные немецким композитором в качестве подарка маркграфу Бранденбург-Шведтскому, всегда обогащают барочные программы. Но многие ли знают, сколько недюжинного исполнительского труда они требуют?
Второй фа-мажорный Бранденбургский концерт И.С. Баха прозвучал в программе вечера – один из самых известных образцов этого жанра. Оркестр и солисты – Наталья Боровик (скрипка), Павел Гапонов (флейта), Владислав Шевченко (гобой), Андрей Долинский (труба пикколо) – продемонстрировали чувство хорошего ансамбля.
Завершила концерт знаменитая Пассакалия соль минор Георга Фридриха Генделя в переложении Натальи Боровик (партия органа – Тимур Халиуллин).
Барочная идея антитезы – возвышенное и земное, светское и духовное, хаос и порядок, светлое и темное – будет всегда существовать в музыке, как и в жизни, потому что это контраст, без которого невозможно полноценное развитие искусства. А это значит, что музыка барокко, одного из самых смелых и красивых музыкальных стилей, еще долго останется актуальной.