Телефон «горячей линии», по вопросам реализации целей и задач государственной политики,
включая противодействие деструктивной идеологии: +7 (4722) 73-29-20
Адрес электронной почты: mkbo@mkbo.belregion.ru
Директор Губкинского театра для детей и молодёжи Ирина Николаевна Пьяных – человек энергичный, активный, творческий и очень гармоничный. Понятия совести, чести, духовности для неё – не пустой звук. Теперь, после нашей беседы, я бы эти черты её личности уместила с одно словосочетание – объёмный человек. Какой смысл в это вложен, вы узнаете, прочитав интервью. Впрочем, в нём затронут не один важный вопрос. Лейтмотивом нашего общения стало двадцатилетие ГТДМ, которое будет отмечаться 30 сентября.
- Ирина Николаевна, вся ваша жизнь тесно связана со сферой культуры. Вы успешно работали в учреждениях культуры, эффективно руководили. В ноябре 2016 года стали директором ГТДМ. Как вы восприняли этот поворот в жизни?
- Восприняла с воодушевлением. На тот момент в сфере культуры я работала уже более двадцати лет, и, так или иначе, к театральному искусству имела отношение. А если говорить конкретно – к самодеятельному театру. Занимая должность художественного руководителя ДК «Строитель», была участницей народного самодеятельного театра «Катарсис», которым руководил Евгений Кустов. Затем, уже будучи директором Троицкого ДК, по необходимости пробовала свои творческие силы как режиссёр-постановщик. Главная задача учреждений культуры – организация культурно-досугового пространства с многообразием направлений.
Работа профессионального театра – это совершенно другое. И я это чётко понимала. Принимая руководство ГТДМ, я не испытывала страха, изначально была уверенность, что всё получится. Основанием для этого стал интерес губкинцев к театру, привитый ещё в шестидесятые годы прошлого века режиссёром Владимиром Никифоровым. Но при том это был и вызов самой себе! Когда началось глубокое погружение в сферу сценического искусства, театр постепенно, слой за слоем, начал открываться совершенно с других сторон. Отличие профессионального театра от самодеятельного с каждым днём проявлялось всё более очевидно – от степени его значимости и важности, до самого процесса создания спектакля. Если, например, в любительском театре сценические костюмы, зачастую скомпонованные из личных вещей, и реквизит могли кочевать от одного спектакля к другому, то в профессиональном театре подход совершенно другой. Каждый спектакль разрабатывается, создаётся и сдаётся, что называется, под ключ. То есть, для каждой постановки шьются свои костюмы, готовятся декорации, реквизит и бутафория. Спектакль – единое неделимое целое. У каждого из них не только своё уникальное лицо, но даже свой паспорт.
Кроме того, есть множество нормативных, юридических, финансовых и технических моментов, которые необходимо знать и учитывать в работе. Так что, на целый год разноплановая специальная литература о том, как правильно и грамотно осуществляется уставная деятельность профессионального театра, стала для меня настольной. И это было очень интересное и увлекательное погружение в суть вопроса! Помимо постоянного самообразования, я неоднократно проходила обучение на курсах повышения квалификации.
- Почти за 6 лет многое удалось сделать. Всё ли это из того, что было изначально задумано? Над чем предстоит работать?
- Сделано немало, но работы предстоит ещё больше. Самое главное, что нам удалось, – это приблизить театр к зрителю. Если рассмотреть предыдущие годы, театр для детей и молодёжи работал в основном для школьников, на постоянной основе сотрудничая с учреждениями образования. Премьерные спектакли были редкими, как и показы. Проявлялась некая обособленность театра от широкой публики, для меня, например, как для работника культуры, непонятная и неоправданная. Мне очень хотелось, чтобы ГТДМ стал театром для всех! И при том стал репертуарным театром.
На момент моего прихода в репертуаре было, по сути, только 3 живых спектакля, поставленных Сергеем Денисовым. Открыть в такой ситуации театр для свободного зрителя было большим риском. Но мы решились, хотя, поначалу коллектив к этой идее был настроен скептически: «За пятнадцать лет не удалось массово привлечь зрителя в театр, и у вас ничего не получится». Однако я смогла убедить коллег в том, что обязательно получится, если правильно выстроить стратегию работы.
Мы стали давать спектакли каждую субботу в 12.00, для того чтобы зрители привыкли, чтобы посещение театра в одни и те же дни и часы постепенно вошло в культурную традицию. Поначалу мы работали в почти пустых залах, было и по 2-3 зрителя, но постепенно ситуация выправилась. Примерно через три месяца зал заполнялся уже наполовину. Это был прогресс, появился мощный стимул в работе! Театр становился всё более востребованным, зритель ждал новых спектаклей, и мы стали работать в усиленном режиме: каждые три месяца – премьера. Тут ещё играет роль и специфика маленького города. Спектакли быстро отсматриваются, а на повторный просмотр зрители идут редко. Кстати, напрасно. Ведь один и тот же спектакль каждый раз воспринимается по-другому, открываются какие-то нюансы, новые грани, новое видение.
Этот темпоритм мы держим и по сей день. Ежегодно репертуар нашего театра пополняется пятью-шестью премьерными спектаклями. А тогда репертуар мы собирали буквально по крупицам, параллельно работая над решением внутренних задач. Ведь театр – это не только актёры и режиссёры, а ещё и специалисты производственных цехов, и административная команда. Необходимо было укомплектовать штат профессиональными кадрами и наладить их конструктивное взаимодействие.
Я всегда понимала, что руководитель должен стоять у руля своего корабля, и вести его вперёд, а не подталкивать сзади. Очень радует, что мой коллектив меня слышит и понимает, верит мне, и за мной идёт. За это я моей сплочённой команде очень благодарна!
Планируя большое количество премьер, мы понимали, что на реализацию творческих планов нужны финансы. Конечно, средств нашего спецсчёта не хватало, и тут действенной помощью стал проект «Культура малой родины» партии «Единая Россия». Благодаря материальной поддержке на государственном уровне свет рампы в ГТДМ увидела не одна яркая премьера.
Весь этот путь мы прошли не в одиночку. Нашими надёжными партнёрами стали художественный руководитель БГАДТ имени Щепкина Виталий Иванович Слободчук и вся его команда. Они стали для нас образцом того, как должен работать профессиональный театр.
- Ирина Николаевна, а в чём вам видится предназначение театра?
- Театр делает человека лучше и чище. Он исповедует вечные заповеди, непреложные истины, ведёт человека к свету, побуждает задуматься о том, так ли он живёт, поступает ли он по совести.
Хочется сейчас процитировать художественного руководителя Щепкинского театра Виталия Ивановича Слободчука, моего гуру на театральном поприще: «Человек должен быть объёмным».
В моём понимании это о том, что душа не должна быть плоской, в ней должен быть воздух, а не углекислый газ. Душе необходимо стремиться ввысь. И помочь ей в этом может театр. Если каждый человек станет светлым и чистым душой, и честным в поступках, то таким же станет и наше общество. Всё очень просто, всё лежит на ладони. Не надо изобретать велосипед. Все каноны нравственности и чести были установлены задолго до нас. Нам нужно лишь жить по этим правилам.
Сама я погружаюсь в этот удивительный мир всё глубже и глубже. И вникая в суть театра, я убедилась в том, что он затрагивали очень важные моменты, которых немало в жизни каждого человека. Так у меня родилось изречение: «Театр говорит о важном». Эта мысль стала моим кредо, я поняла, что наконец-то занимаюсь любимым и очень важным делом. Я благодарна судьбе за то, что в мою жизнь вошёл театр. Он обогащает интеллектуальный и духовный мир человека. И очень важно понять, что в театр ходят не развлекаться, а развиваться.
- Приближается дата, заметная не только для театра, но и для всего города, и даже области. Как планируется отметить двадцатилетие ГТДМ?
- Обращаясь к истории, хочется вспомнить Анатолия Алексеевича Кретова, подарившего в своё время театр губкинцам.
Очень хочется ещё раз сказать о значимости театра для Губкина. Малые города, в которых есть свой профессиональный театр, можно сосчитать по пальцам. Я рождена на этой земле, и мне хотелось бы прийти с театром в дом к каждому моему земляку. Хочется не насаждать театр, а знакомить с ним. С этим и связаны наши ближайшие планы.
Конечно же, мы откроем юбилейный творческий сезон премьерой. Это будет спектакль «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. Кроме того, приступим к реализации нашего творческого проекта «20 шагов навстречу зрителю». Суть его в том, что в течение юбилейного года мы адресно дадим двадцать бесплатных показов для коллективов губкинских предприятий и учреждений разной сферы деятельности
- Ирина Николаевна, что бы вам хотелось пожелать театру и зрителям?
- Театр – это, в первую очередь, люди, и мне хочется пожелать моему коллективу здоровья и душевных сил, чтобы служить в театре, безупречно исполняя свою благородную миссию. Нашим постоянным зрителям – чтобы они нашли в своей жизни больше времени для театра и ощутили желание чаще бывать в нём. А потенциальным зрителям – понять театр, изменить собственное убеждение в том, что театр не интересен, не оставлять попытки впустить в себя театральное искусство и полюбить театр. Это как воздух, театром надо дышать!
- Ваша заветная мечта, если это не секрет.
- Чтобы ни один день не проходил впустую. Если коротко – проснулся, узнай новое и сделай доброе. Наша жизнь бессмысленна, если ежедневно не делать шаг вперёд. Тихо, тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх до самых высот! – это японское стихотворение, на мой взгляд, очень показательно. Шаг вверх, маленький, но каждый день. Как управленец с большим стажем работы, я привыкла всегда трансформировать мечту в цель. Ставь цель и иди к ней, и тогда мечты сбудутся!
Интервью взяла Виктория Репина – заведующий литературно-драматургической частью Губкинского театра для детей и молодёжи.